Дни РКИ в СПбГУДни РКИ в СПбГУ

 
 

История РКИ

История РКИ в фотографиях и фактах
История РКИ в фотографиях и фактах
 



 

Преподавание русского языка как иностранного в XVIII – XIX вв.

Санкт-Петербургский университет был основан в 1724 г. как учебное подразделение Императорской Академии наук. Он создавался по образцу университетов Европы, и в нем, так же как и в других университетах, процесс обучения должен был проходить на латинском языке. Нужны были студенты, владеющие латынью.

В России латинский язык преподавали в духовных учебных заведениях. Из них в 1726 г. набрали и первых абитуриентов. Однако оказалось, что их латинский язык был связан с религиозной тематикой – они не владели научным латинским языком, не могли читать научные труды, слушать лекции, общаться с профессорами, которых пригласили из университетов Европы, и поэтому всех их направили на обучение латыни в старший класс академической гимназии. Только через год они были приняты в университет. Среди них был и В.Е. Адодуров, через несколько лет ставший академическим переводчиком и адъюнктом университета по кафедре математики.

Первыми же студентами Санкт-Петербургского академического университета в 1726 г. стали иностранцы, свободно владеющие латынью, в основном студенты старших курсов европейских университетов, специально приглашенные в Россию. Одним из них был Г.-Ф. Миллер, в дальнейшем известный историк и первый ректор университета. Однако у этих студентов была потребность во владении обиходным русским языком.

Русскому языку студентов университета и учеников академической гимназии, многие из которых были детьми иностранцев, обучал учитель немецкого языка М. Шванвиц. Несмотря на то, что учителя русского языка появились в академической гимназии только в 1739 г., из отчета Шванвица мы узнаем, что неофициально его преподавание в Санкт-Петербургском университете велось с 1726 года, то есть почти с самого основания университета и гимназии.

В Санкт-Петербургском академическом университете были созданы и опубликованы первые учебники русского языка как иностранного. Это учебник разговорного русского языка для французов «Грамматика Французская и Русская» (1730), составителем которого предположительно был И.К. Тауберт, и грамматика русского языка для немцев «Anfangs- Gründe der Russischen Sprache» (1731), которую написал В.Е. Адодуров.

Некоторые сотрудники Академии наук получили признание как талантливые преподаватели русского языка как иностранного. В 1730-е гг. В.К. Тредиаковский обучал русскому языку второго президента академии наук Г.К. фон Кейзерлинга и принца Антона-Ульриха Брауншвейгского, отца малолетнего императора Иоанна Антоновича. В 1740-е гг. В.Е. Адодуров обучал русскому языку великую княгиню Екатерину Алексеевну, в дальнейшем императрицу Екатерину Вторую. В 1740-е гг. М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский на протяжении нескольких лет входили в состав экзаменационной комиссии по русскому языку в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе.

Учитель французского языка академической гимназии И.К. Шарпантье составил учебник русского языка для французов «Elements de la langue russe» (СПб., 1768), который переиздавался три раза. По нему во второй половине XVIII века обучились русскому языку тысячи иностранцев, в том числе французский просветитель Д. Дидро, несколько месяцев находившийся в России по приглашению Екатерины Второй.

В 1860 – 1880 х гг. в Санкт-Петербургском университете русский язык иностранцам преподавали В.И. Срезневский и И.М. Болдаков, служившие на историко-филологическом факультете. Сохранились интересные отчеты В.И. Срезневского о методике обучения русскому языку студентов-славян с использованием межъязыковых сравнений.

Известно имя выпускника юридического факультета В. Алексеева, который в 1850 – 1860-е гг. обучал русскому языку прусского посла князя О. фон Бисмарка и написал учебник русского языка для немцев в двух частях «Neues Lehrbuch der Russischen Sprache mit beigefügten Sprechübungen und Lesestücken. СПб., 1872-1876», переиздававшийся 24 раза в России и в Германии.



 

Преподавание русского языка как иностранного в 1945 – 1952 гг.

Массовое обучение русскому языку иностранных студентов в Ленинградском университете началось после окончания Великой Отечественной войны – в 1945/46 учебном году, когда в университет прибыли студенты из Албании, Болгарии, Румынии, Чехословакии и Югославии. Организатором их обучения русскому языку стала доцент кафедры русского языка филологического факультета М.А. Соколова, которая привлекла для проведения учебных занятий преподавателей своей кафедры, кафедр романской и славянской филологии, кафедры фонетики. В составе кафедры русского языка была создана секция русского языка для иностранных студентов.

Прибывавшие в Ленинградский университет студенты из Китая и Монголии поступали на восточный факультет, где занятия по русскому языку с ними проводили преподаватели отделения народов Севера. В 1948 году на основе этого отделения был создан факультет народов Севера, в составе которого в 1949 году была учреждена кафедра методики русского языка для нерусских. Заведующим этой кафедрой стал А.А. Горцевский, специалист по преподаванию русского языка в школах Крайнего Севера.



 

Общеуниверситетская кафедра русского языка для нерусских (1952 - 1960 гг.)

6 февраля 1952 г. по решению руководства Ленинградского университета на филологическом факультете была учреждена общеуниверситетская кафедра русского языка для нерусских, которая объединила всех, кто преподавал русский язык иностранным студентам. В 1950-е гг. ее возглавляли А.П. Аверьянова (1952–1956), О.Г. Воронкова (1956–1958), Е.И. Воинова (1958–1959).

Преподаватели кафедры проводили учебные занятия с иностранными студентами I-III курсов и иностранными аспирантами I-II курсов всех факультетов. В 1956 году на ней были организованы секции сначала по курсам обучения, а затем и по национальностям: китайская, монгольская, славянская, западная секции, а также аспирантская и филологическая.

Главной задачей кафедры в это время стало определение содержания обучения, которое в отличие от обучения русскому языку как родному имело ряд особенностей, связанных с изменением самого вектора изучения: грамматика для иностранцев выполняет роль не средства осмысления системы русского языка, а практического руководства для развития речевой деятельности. Первым шагом стало создание программ обучения, которые и составлялись в двух ведущих университетах страны – в Московском и Ленинградском университетах.

Первые шаги были сделаны и в создании учебников и учебных пособий. А.А. Котовская и В.М. Матвеева составили книгу для чтения и сборник упражнений с опорой на синтаксис, что ориентировало при обучении языку на активизацию речи. Воронкова О.Г., Толмачева В.Д., Сяо Минь, Цзун Юй-цай создали учебник русского языка для студентов- китайцев. В.П. Андреева-Георг, К.П. Язева, В.Д. Толмачёва написали учебник русского языка для 8 класса вьетнамской школы.

Научная работа кафедры была направлена на выявление и описание «строевых» компонентов речи в разных сферах общения, что требовало соответствующих изысканий в области лексики, синтаксиса и стилистики. В.П. Андреева-Георг и В.М. Тамань проводили сравнительные исследования русского и родных языков студентов, результаты которых использовались в процессе обучения.

Начиная с 1959 г. стали регулярно издаваться один раз в три года сборники научно-методических статей под редакцией Б.В. Братуся, В.С. Маслова, О.Г. Воронковой, Ю.И. Борковского, М.А. Шахматовой.



 

Кафедра русского языка для иностранцев (1960 – 1978 гг.)

В 1960-е годы общеуниверситетская кафедра русского языка для нерусских была переименована в кафедру русского языка для иностранцев, которую возглавляли Б.В. Братусь (1960 – 1962; 1969 – 1978) и В.С. Маслов (1962 – 1969). Она стала крупнейшим в СССР центром научной и методической работы в области преподавания русского языка иностранным студентам. Преподаватели создавали учебные пособия по обучению грамматике (Н.П. Кочеткова, В.М. Матвеева, Е.И. Воинова, М.А. Шахматова, А.А. Козлов и др.), фонетике (Б.В. Братусь), развитию речи (В.М. Матвеева, Р.Э. Назариан, Н.П. Колоярцева и др.), стилистике (Л.А. Киселева, В.М. Матвеева, Р.Б. Волосатова и др.), страноведению (Н.А. Куркова, А.Е. Островская Л.В. Гордейчук, Л.П. Даниленко и др.), пособия для краткосрочных курсов (Г.Н. Аверьянова, А.Е. Островская, Н.А. Куркова). Были составлены словарь глагольного управления (В.П. Андреева-Георг, В.Д. Толмачева), словарь словосочетаний (Б.В. Братусь и др.).

Увеличивающийся поток студентов разных национальностей и факультетов потребовал совершенствования структуры кафедры: были организованы секции, связанные с профилем обучения: филологическим, гуманитарным и естественным. В связи с этим появилось новое направление деятельности кафедры – обучение языку специальности, проводившееся по секциям по специально подготовленным учебным программам и учебным пособиям (А.Е. Островская, Л.П. Даниленко, Г.Г. Чупрун, Г.Н. Парилова и др.).

Одним из важнейших направлений работы кафедры в 1970-е гг. была подготовка молодых преподавателей русского языка как иностранного. В 1974 г. на филологическом факультете было открыто спецотделение, готовившее преподавателей русского языка как иностранного со знанием английского, французского и испанского языков (первый руководитель – А.Ф. Жиглявский). Им передавали свой опыт преподаватели кафедры русского языка для иностранцев, подчеркнём здесь особую роль В.М. Матвеевой в качестве куратора молодых преподавателей.



 

Факультет русского языка как иностранного (1978 – 1993 гг.)

1970-е гг. были временем, когда и в стране, и в университете подготовке иностранных учащихся уделялось особое внимание. Овладение русским языком для многих иностранных студентов стало ключом к получению высшего образования в СССР, находившегося на наиболее высокой стадии своего развития. В 1978 году на основе кафедры русского языка для иностранцев был учрежден факультет русского языка как иностранного (ФРЯКИ). Деканами факультета были В.М. Мокиенко (1979-1990) и К.А. Рогова (1990-1994). На факультете были созданы:

  • Кафедра русского языка для студентов-филологов, заведующие кафедрой: В.И. Кодухов (1978-1984), К.А. Рогова (1984-1993)
  • Кафедра русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов, заведующие кафедрой: Г.Н. Аверьянова (1978-1982), В.М. Мокиенко (1982-1990)
  • Кафедра русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов, заведующие кафедрой: Л.П. Даниленко (1980-1982), А.И. Моисеев (1982-1993)
  • Кафедра краткосрочных форм обучения иностранцев русскому языку, заведующая кафедрой Г.Н. Аверьянова (1982–1990 гг.)
  • Кафедра страноведения СССР, заведующая кафедрой: Н.А. Куркова (1985-1990 гг.)

Создание кафедры краткосрочных форм обучения было обусловлено установлением связей с рядом европейских университетов, которые присылали группы своих студентов на семестр или учебный год для занятий по согласованным программам (включенное обучение). Эта работа представляла интерес с точки зрения знакомства с методикой преподавания русского языка в зарубежных вузах, определяла творческий поиск новых форм работы, в том числе работы по составлению учебных пособий со специализированными целевыми заданиями.

ФРЯКИ обеспечивал практическое преподавание русского языка как иностранного на всех факультетах университета, преподавание на краткосрочных курсах, а также подготовку студентов спецотделения.

В 1980-е гг. на новый уровень поднялась научная работа преподавателей. Один раз в два года издавались сборники научных статей под редакцией Г.Н. Аверьяновой, Л.П. Даниленко, В.И. Кодухова, А.И. Моисеева, В.М. Мокиенко, К.А. Роговой, В.В. Химика, С.Ф. Шатилова. Был опубликованвы методические пособия Н.А. Любимовой, С.Ф. Шатилова, В.И. Кодухова, Р.Б. Волосатовой, Ю.А. Ендольцева, В.В. Химика и других преподавателей.

В 1981 г. на факультете была открыта аспирантура, которая готовила научные кадры высшей квалификации по специальностям 10.02.01 – Русский язык и 13.00.02 – Методика обучения русскому языку как иностранному. До 1983 г. аспирантурой руководила М.А. Шахматова, с 1983 г. по настоящее время – Н.А. Любимова. Лекции для аспирантов читали В.И. Кодухов, Н.А. Любимова, А.И. Моисеев, В.М. Мокиенко, С.Ф. Шатилов, М.А. Шахматова.

В 1983 г. Высшая аттестационная комиссия СССР утвердила в Ленинградском университете специализированный совет по защите кандидатских диссертацией по двум указанным научным специальностям. Председателями совета были В.И. Кодухов (1983-1985), В.М. Мокиенко (1985-1990), К.А. Рогова (1990-2013). Первые защиты кандидатских диссертаций состоялись в 1984 году.

Самым крупным методическим достижением 1980-х гг. было создание учебного комплекса по русскому языку для иностранных студентов-филологов. Это была совместная работа преподавателей Московского и Ленинградского университетов. Она базировалась на достижениях современной лингвистики, актуализировавшей функционально-семантический подход к изучению языка. Первая часть для студентов 1 и 2 курсов была обращена к языковым явлениям, связанным с текстами, представлявшими современную действительность, с использованием синтаксических средств при внимании к их семантике. Вторая – для студентов 3 и 4 курса вводила в употребление средства выражения модальных значений, представляла стилистические средства, обращаясь главным образом к текстам художественной литературы. К сожалению, первая часть устарела по характеру включённых в неё текстов, тогда как вторая сохраняет своё значение и поныне. В работе над учебниками для первого и второго годов обучения приняли участие Г.Н. Аверьянова, Б.В. Братусь, Е.И. Войнова, В.М. Матвеева. Учебник сопровождался комплексом пособий, направленных на выработку навыков и умений в использовании вводимого в учебнике лексического и грамматического материала. В этой работе участвовали И.М. Вознесенская, Н.П. Кочеткова, Р.Э. Назариан, Ю.И. Борковский, В.М. Ласкарева, В.М. Матвеева, С.Т. Саевич, М.А. Шахматова.



 

Кафедры русского языка как иностранного с 1990-х гг. по настоящее время

В 1990-е гг. в России наступают социальные изменения, сопровождаемые снижением роли русского языка в мире, сокращением числа его носителей. Факультет русского языка как иностранного прекращает свое существование. На базе кафедры краткосрочных форм обучения иностранцев русскому языку и кафедры страноведения создается Центр русского языка и культуры (первый директор – А.С. Филиппов, затем С.Г. Еремеев). В 1993 г. три остальные кафедры вливаются в состав филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В ходе преобразований формируются:

В 1992 г. Санкт-Петербургский государственный университет вместе с МГУ, РУДН, ГосИРЯ им. А.С. Пушкина начинает работу по созданию системы государственного сертификационного тестирования. Работа строилась на базе обобщения уже накопленного опыта, знакомства с зарубежной практикой тестирования и была направлена как на выработку критериев оценки владения языком, так и на корректировку программ, ранжирование материала в соответствии с уровнями владения языком.

В 1997 году в СПбГУ был учрежден Центр языкового тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку. Были созданы государственные образовательные стандарты по русскому языку как иностранному, типовые тесты с ориентацией на высшие уровни владения языком, методические пособия по тестированию. Закладывались научные основы определения коммуникативной компетенции в области второго языка, структуры билингвальной личности (исследования Т.А. Ивановой, О.А. Лазаревой, И.М. Вознесенской, И.А. Гончар, И.Н. Ерофеевой, Т.И. Поповой, К.А. Роговой Н.Л. Федотовой, О.В. Хорохординой, Е.Е. Юркова и других специалистов).

На кафедре складывается несколько исследовательских групп. Под руководством Н.А. Любимовой проводятся исследования фонетической стороны русской речи, К.А. Рогова руководит группой исследователей текста, Е.И. Зиновьева – исследованиями в области лексикологии и лингвокультурологии. Ими издаются коллективные монографии и учебные пособия. В.В. Химик исследует разговорную речь и издает «Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи» и «Толковый словарь русской разговорно-обиходной речи». Публикуются монографические исследования и методические пособия в области методики обучения русскому языку как иностранному (Л.В. Московкин, Н.Л. Федотова). Под руководством Т.И. Поповой осуществляются лингводидактические описания уровней владения русским языком, создаются модульные учебные программы на все шесть уровней владения языком (О.И. Глазунова, Д.В. Колесова, Т.И. Попова).

Результаты научных исследований преподавателей русского языка как иностранного находят отражение в кандидатских и докторских диссертациях, представляются и обсуждаются на ежегодной международной филологической конференции СПбГУ, где на протяжении многих лет готовит и ведет секцию «Русский язык как иностранный и методика его преподавания» Н.А. Любимова. Лучшие доклады, прочитанные на конференции, публикуются в ежегодном сборнике «Русский язык как иностранный и методика его преподавания».

За последние 30 лет сотрудники кафедр русского языка ка иностранного СПбГУ подготовили более 100 учебников и учебных пособий для иностранных учащихся. Среди них учебные комплексы «Русское поле», «Русский язык. Первые шаги», «Успех», «Русский язык для продвинутых».

Пользуются популярностью не только в СПбГУ, но и за его пределами пособия по обучению фонетике Н.Л. Федотовой, грамматике Б.Н. Коваленко, О.И. Глазуновой, Е.Р. Ласкаревой, лексике Е.Р. Ласкаревой, письму Д.В. Колесовой, Н. Масловой, аудированию И.А. Гончар, Л.И. Москвитиной, говорению Т.И. Поповой и Е.Е. Юркова, О.В. Хорохординой, страноведению И.А. Гончар, Е.Н. Зыковой Е.Р. Ласкаревой, А.В. Никитиной, Л.Б. Волковой и Т.А. Комиссаровой.

Одним из направлений учебно-методической деятельности кафедр является освоение и применение новых информационных технологий и создание сетевых дистанционных учебных курсов. Преподавателями кафедры русского языка для гуманитарных и естественных факультетов Н.А. Буре, М.В. Быстрых, Л.Б. Волковой, М. Ф. Лужковской, И.Г. Никольской, Е. И. Зыковой, Е. И. Селиверстовой разработаны сетевые дистанционные курсы в системе Moodle:

  • «Русский язык как иностранный в профессиональной сфере (гуманитарный и естественный профили»)
  • «Речевой портрет делового человека»
  • «Русский язык от А до Я. Первая встреча»

в системе Blackboard:

  • «Русский язык и культура речи» (Н.А. Буре)

Изданы лингводидактические тренажеры «Формула счастья» (2007) и «Люблю тебя» (2009) (М.В. Быстрых, Н.А. Буре). На кафедре русского языка как иностранного и методики его преподавания подготовлен электронный учебник «Успех+» (О.И. Глазунова, Г.Г. Малышев). С 2014 г. преподаватели кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания активно участвуют в создании онлайн-курсов для платформ «Образование на русском», «Открытое образование» (И.А. Гончар, И.М. Вознесенская, Д.В. Колесова, Е.В. Косарева, Л.В. Московкин, Т.И. Попова, К.А. Рогова, О.В. Хорохордина).

Кафедры русского языка как иностранного СПбГУ принимают участие в разработке и проведении программ дополнительного образования. Среди них программа профессиональной переподготовки «Преподавание русского языка как иностранного», программы повышения квалификации преподавателей РКИ «Лингводидактическое тестирование», «Текст – объект языка, речи, коммуникативно ориентированного обучения русскому языку как родному и как иностранному», «Методика преподавания русского языка как иностранного», «Онлайн-урок РКИ как особая форма учебной коммуникации».

В 2005 г. в составе филологического факультета был создан Институт русского языка и культуры (директор – Е.Е. Юрков, с 2013 г. В.П. Казаков), который координировал научную и учебно-методическую работу кафедр русского языка как иностранного и осуществлял подготовку иностранных учащихся разных уровней владения русским языком. В 2015 г. на его основе был создан Центр дополнительных образовательных программ по направлению русский язык как иностранный (руководитель – О.В. Чухаева, с 2018 г. О.И. Попова).

Кафедры русского языка как иностранного СПбГУ сотрудничают с российскими и зарубежными вузами, с общественными организациями. Их выпускники работают в вузах России и других стран на всех континентах планеты.

line3

Русский язык как иностранный в Санкт-Петербургском
(Ленинградском) университете (к 300-летию университета) 

Московкин Леонид Викторович